«Хотя в этой книге говорится про смех, смеяться читателю придется не так уж часто. Но, пробираясь ее путями сквозь темноту, он будет, сколько бы ни кружил, все ближе и ближе подходить к свету».
Джеймс Крюс. Тим Талер, или Проданный смех
Главная / Дневник А. Бессонова (online-редакция) / Анатолий Вексклярский: «Начав заниматься музыкой, я понял, что обречён на популярность» (Украина, г. Горловка Донецкой области)

Анатолий Вексклярский: «Начав заниматься музыкой, я понял, что обречён на популярность» (Украина, г. Горловка Донецкой области)

20 марта 2013 | 00:00


В принципе, я не так уж редко бываю в Киеве. Однако, поездка, прошедшая накануне весны, оказалась одной из самых результативных. Ещё одно интервью, которое я оттуда привёз — беседа с человеком по имени Анатолий Вексклярский. Иначе его и не охарактеризуешь: слишком уж многогранна творческая деятельность Анатолия для того, чтобы «обозвать» его каким-то одним ёмким профессиональным «эпитетом» — ведущий, музыкант, актёр, автор-исполнитель... И того, и другого в нём настолько много, что сходу и не скажешь, какой из талантов взял верх.

Спасибо Жене Золотарёву за помощь в размещении этого текста в самом  персональном для меня разделе сайта нашей группы. Бывают ситуации, когда и до собственного дневника добраться тяжко.

Анатолий Вексклярский: «Начав заниматься музыкой, я понял, что обречён на популярность»

Поговорить с Анатолием Вексклярским мне удалось, сидя на переднем сидении  автомобиля. Салон транспортного средства — одно из самых подходящих на планете мест для беседы с человеком, который непрестанно пребывает в творческом путешествии, ни на мгновение не прерывая поиск настоящего себя.

Внешне Анатолий обманчиво молод. Не зная его календарного возраста, сложно принять на веру то, что Вексклярский успел исколесить львиную долю Советского Союза на разогреве у группы «Кино», поиграть в «звёздном» составе «Green Grey», поработать продюсером панк-группы «БелкИ», выступить в роли гротескного DJ Толи на канале M1...

Несколько лет назад Анатолий вновь «начал с нуля»: собрал группу Vexlarsky Orchestra, плавно сочетая музыкальную деятельность с работой над спектаклями собственного сочинения. Похоже, в этом он видит своё истинное предназначение.

В твоей биографии очень много по-настоящему «звёздных» имён и любопытных творческих проектов. Почему она известна сравнительно небольшому количеству людей?

Один человек как-то сказал мне: «Толик, ты похож на радиовышку, которая посылает сигналы на далёкие расстояния. Тем, кто принимает этот сигнал, не сразу удаётся его распознать, обнаружить источник... Со временем люди начинают понимать, откуда именно исходят твои «радиоволны» и посылают ответный сигнал в угаданном направлении.

Однако, за то время, пока ответ успевает добраться до того места, где некогда находилась «радиовышка», она уже успевает сменить локацию и начать вещание на совсем другой частоте».

Наверное, в этом и есть одна из причин того, почему моё имя не столь широко известно, как  имена некоторых моих коллег. Вот, видишь, рекламу музыкальной премии показывают? (На огромном экране, маячившем перед нами, мелькала реклама музыкальной премии Yuna — А.Б.). Эту премию учредило GALA Radio, которое я, наряду с другими участниками команды, фактически создавал с нуля. Но я ушёл с радиостанции буквально за считанные дни до момента её пиковой всеукраинской популярности...

Не так давно я отыскал на канале YouTube оцифровки фрагментов твоей телевизионной программы «Джемикс». Странно, что я её не помню: в 90-е я достаточно чутко реагировал на  новинки украинского телевидения.

Программа «Джемикс» транслировалась на телеканале УТ-3: был такой в 90-е. Там же, кстати, выходила передача «Хит-Рік» (один из первых отечественных аналогов Top-10 — А.Б.). О ней-то знала вся страна, поскольку программа демонстрировалась в прайм-тайм. Нас же показывали в такое время, когда телевизор мало кто смотрел.

Собственно говоря, практически вся моя медиа-карьера складывалась подобным образом: передачи с моим участием транслировались в самые неудобоваримые для аудитории эфирные часы. Наверное, поэтому я так и остался в андеграунде, в отличие от многих моих коллег на радио и ТВ.

Как музыкант, ты, пожалуй, должен был бы обладать большей известностью. Гастроли по СССР с культовой группой «Кино», работа в «Green Grey» на пике её популярности...

Всё это было, да... Впрочем, не могу сказать, что испытываю большой восторг от того, что моё имя вспоминают в связи с этими проектами. Положа руку на сердце — какое вообще отношение я имею к группе Виктора Робертовича Цоя? Ну, гастролировали вместе — и всё, никакого влияния на творческое становление группы «Кино» я не оказал.

«Green Grey» всегда был, прежде всего, группой Дизеля (Андрей Яценко, гитарист и композитор коллектива — А.Б.). По-настоящему своим могу назвать только нынешний коллектив — Vexlarsky Orchestra).

Ну, на «Green Grey» ты всё-таки как-то должен был повлиять? Вряд ли несколько лет, проведённых тобой в составе группы, прошли для неё бесследно.

Я числился в «Green Grey» ди-джеем. Однако, по факту, был, скорее кем-то вроде директора или продюсера — публичной личностью, представляющей интересы команды на просторах шоу-бизнеса. В этом смысле я, пожалуй, что-то полезное для них сделал.

Если же говорить о музыкальном влиянии... Как-то после ухода из состава «Green Grey» я, общаясь с Димой Муравицким (Мурик, вокалист и автор текстов «Green Grey»), спросил его: скажи, мол, честно, ощутил ли ты моё отсутствие на сцене? Дмитрий начал ответ с того, что он, дескать, в принципе, не понимает, за что мы, ди-джеи, получаем деньги, и т.д.,  и т.п. В итоге, он отметил, что ему гораздо больше недостаёт «хорошего человека Толика Вексклярского», нежели меня, как творческой единицы коллектива.

Муравицкого когда-то тоже не было в составе «Green Grey». Я натыкался на запись одного из их очень старых концертных выступлений с другим вокалистом. Дизель на том видео играл на гитаре совершенно в другой манере — «поливал», как «ядовый» виртуоз...

Да, он, на самом деле, умеет играть технично. Не так давно мне довелось наблюдать джем-сейшн с участием Дизеля. На первый взгляд казалось, что он находится в совершенно «разобранном» состоянии — возможно, так оно и было. Однако, когда дело дошло до кульминационных пассажей, Дизель по-хорошему меня впечатлил.

Рядом с ним на сцене стояла девушка. В момент кульминации Яценко вдруг перебросил через неё гитару и продолжал «поливать», как бы эту девушку обнимая. То есть между музыкантом и гитарой находился ещё один человек! Как человек, играющий на гитаре, уверяю: играть в таком положении крайне неудобно. Лично у меня в подобной ситуации были бы абсолютно все мыслимые ошибки, которые может допустить музыкант при исполнении.

Но Дизель сыграл очень здорово. Всё было «в кассу», никаких «левых» нот или непопаданий в ритм я не заметил.

Кстати, возвращаясь к вопросу о творческом влиянии на «Green Grey». Возможно, именно я убедил Дизеля играть более лаконично. Когда-то я сказал ему о том, что многонотные пассажи зачастую лишь отвлекают слушателя от сути музыкального произведения. И что гораздо круче уметь зацепить внимание аудитории двумя-тремя «вкусными» нотками, нежели «налить воды». Судя по всему, тогда Дизель меня услышал.

Как гитарист гитаристу — на какой электрогитаре играешь? У тебя Fender Jazzmater, кажется?

Нет, Fender Jaguar. Инструмент современный, но принадлежит к серии гитар, стилизованных под 60-е. Звук у гитары самый, что ни на есть, сёрфовый. Любителям подобного саунда инструмент подойдёт прекрасно. Лично у моего экземпляра есть заметные проблемы со строем. Говорят, что это связано с недоработками в механике... Ну, пока что мирюсь с этим.

Ты рассчитываешь на то, что твой собственный музыкальный проект будет известен?

Может быть, не вполне этично говорить об этом, но... Начав заниматься музыкой, я почему-то понял, что обречён на популярность. Но когда именно эта популярность придёт — то ли при жизни, то ли после смерти — я не знаю.

Конечно, перспектива прижизненной известности греет больше, нежели известность посмертная. Факт смерти, возможно, катализирует популяризацию творчества, автором которого является погибший — но длится эта каталитическая реакция, как правило, недолго... В общем, хотелось бы застать себя популярным музыкантом при жизни — а там, конечно, как Бог даст.

А как насчёт твоего былого коллектива «Джемикс»? Ну, и группы «Красные», в составе которой ты гастролировал вместе с легендарным коллективом «Кино»? Их записи утеряны?

Хм... Нет, записи групп «Красные» и «Джемикс» сохранились, но... Недавно я переслушивал их и понял, что сейчас у меня нет никакого желания популяризировать этот материал. Возможно, в нём и были какие-то находки. Но я не услышал в этой музыке главного — настоящих эмоций. Всё это кажется мне сейчас каким-то надуманным, пластмассовым, что ли... Во всяком случае, лично для меня время этого материала уже прошло.

Мне, честно говоря, достаточно сложно заниматься даже популяризацией записей группы Vexlarsky Orchestra, несмотря на то, что этот коллектив является для меня актуальным. Единственный, на сегодняшний день, альбом нашей команды был выпущен в 2006 году. С тех пор прошло достаточно времени для того, чтобы я успел несколько охладеть к этой работе.

Тем более, что когда писался альбом, у группы Vexlarsky Orchestra ещё фактически не было состава музыкантов. Над записью работали я — автор песен, гитарист — и аранжировщики студии Сергея Доценко «Калина Мьюзик», на базе которой проводилась фиксация музыкального материала.

Кто именно помогал тебе в работе над пластинкой?

В роли аранжировщиков выступили Константин Сухоносов (нынешний клавишник группы «Скрябин» — А.Б.), человек под псевдонимом Пьяный Гений, а также сам Сергей Доценко.

Мастеринг и сведение накопленного материала осуществил Владимир Симиренко.

Получается, что первый альбом Vexlarsky Orchestra — результат со-творчества Вексклярского и специалистов студии «Калина Мьюзик»?

Да. Основные творческие импульсы исходили от меня, но ребята нередко проявляли инициативу, предлагали собственные музыкальные идеи. Я этот процесс не пресекал. В общем-то, у нас сложилось успешное сотрудничество, кульминацией которого стала пластинка «MoralEAST» из десяти англоязычных песен, а также украиноязычных вариантов двух из них.

Собственно, альбом «MoralEAST» был записан в качестве саундтрека к одноимённому спектаклю (в театральном действе участвовали такие культовые для украинской музыкальной тусовки личности, как бас-гитарист и саунд-продюсер Юрий Хусточка, а также композитор и клипмейкер Виктор Придувалов — А.Б.). Альбом издавался на компакт-диске с очень красивым оформлением. Жаль, что на руках у меня не осталось ни одного экземпляра: два последних компакта отдал в дар во время недавнего выступления в Днепропетровске.

Скоро ли будет вторая пластинка   Vexlarsky Orchestra?

Базовый песенный и музыкальный материал для нового альбома готов давно. Однако, теперь у моей группы есть полноценный состав «живых» музыкантов. Таким образом, для успешной реализации новой пластинки должны совпасть творческие векторы сразу четырёх равноправных участников коллектива. Это не очень быстрый и порой даже болезненный процесс.

Как он протекает — одному Господу известно. Любопытный факт: в исходном составе  Vexlarsky Orchestra трое из четырёх музыкантов имели одну и ту же группу крови. Обстоятельства совпали таким образом, что у меня и у двух моих тогдашних коллег была четвёртая положительная группа крови — вторая по редкости после четвёртой отрицательной! Только клавишница «не вписалась» в нашу когорту.

В этом можно было бы увидеть некое «предзнаменование», индикатор какой-то особой совместимости. Однако, вскоре двое «совпавших» со мной коллег покинули наш коллектив. А клавишница играет в группе до сих пор. Иногда совпадения бывают просто совпадениями...

«Полноценный» состав группы Vexlarsky Orchestra на сегодня выпустил две музыкальные композиции — песню «Ось так», а также инструментал «Клінт Іствуд, або сонечко в кабріолеті». Первая вещь у нас, на мой взгляд, получилась. Ко второй у меня есть определённые претензии. Как бы то ни было, оба трека можно отыскать в интернете.

Что сейчас «на повестке дня» у Анатолия Вексклярского?

Я занимаюсь сценической реализацией собственного моно-спектакля «Доброе радио, или выход здесь».

Представляя его самой разной аудитории, я пришёл к выводу, что мой спектакль неизменно вызывает полярную реакцию у зрителя. В него либо влюбляются с первого взгляда, либо раз и навсегда отвергают. Промежуточных мнений я ещё не встречал. Некое внутреннее чутьё подсказывает мне, что их не будет.

Оно же, кстати, уверяет меня в том, что как бы я ни модифицировал спектакль, к каким бы советом по поводу его «улучшения» ни прислушивался (советы мне, разумеется, давали неоднократно), мне ни за что не удастся привлечь в лагерь его сторонников тех, кто не понял «Доброе радио...» с первого взгляда.

Поэтому я оставляю спектакль таким, какой он есть. Таким, каким он мне самому дорог и близок.

Можно ли посмотреть этот спектакль в видеозаписи?

Пока что нет. Выкладывать запись спектакля полностью не хочу: всё-таки есть определённые опасения, что, посмотрев «Доброе радио...» в записи, определённая часть аудитории воздержится от похода на моё «живое» представление. Ни для кого не секрет, что с публикой сейчас трудно — многие предпочитают сидеть в интернете вместо того, чтобы посещать какие-то мероприятия.

В демонстрации отдельных фрагментов «Доброго радио...» не вижу никакого смысла. Эпизоды, изъятые из середины спектакля, ничего о нём, по большому счёту, в отрыве от контекста не скажут. Ну, а продемонстрировав финал, я просто сразу же «раскрою все карты» и, опять же, отобью у человека какое бы то ни было желание смотреть представление целиком.

В общем, пусть зритель ходит на мои живые выступления.



 

Тим Талер. Одна на миллиард (M Clis Rework)
Познакомиться
список категории
  • Сны (г. Горловка Донецкой обл.) За последние пару-тройку недель приснилось два сна, очень глубоко вскрывающих всё то, что внутри меня копошится и покоя не даёт. Самый свежий из них я посмотрел несколько часов назад, когда пришёл домой, прилёг на пять минут и, естественно, вырубился. Во сне я беседовал с родной сестрой. Жаловался на жизнь, которая якобы зашла в тупик.
  • Мысли (пос. Байрак, г. Горловка Донецкой обл.) В искусстве и частной жизни куда чаще работает принцип: «Лучше никак вместо как-нибудь», чем: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Десять раз подумайте прежде, чем оказать человеку помощь из серии: «Тебе и так сойдёт: было-то вообще никак!» ОТКУДА ВЫ, Б..., ЗНАЕТЕ, КАК ОНО У НЕГО БЫЛО В ГОЛОВЕ, МЕЧТАХ И ОЖИДАНИЯХ?!
  • Любить на расстоянии (г. Горловка Донецкой обл.) Но иногда (кстати, не так уж редко) я радовался, когда обнаруживал в возлюбленной черты живого человека. Наверное, появление или не-появление такой радости и есть один из способов отличить мимолётную ветреную влюблённость от Любви.
  • Замок и ключ (пос. Байрак, г. Горловка Донецкой обл.) Только что вставил ключ в плохо известный мне замок. Ключ вроде бы прямой и исправный. В замочную скважину вошёл, как по маслу. Замок внешне тоже вполне себе прост. Кручу-верчу этот ключ в скважине — а он ни шиша не крутится и не вертится.
  • Зависть (г. Горловка Донецкой обл.) Летом прочёл «Зависть» Юрия Олеши и понял, что ни шиша там не понял.
  • Три-пять (пос. Байрак, г. Горловка Донецкой обл.) Всегда с пониманием относился к мальчику из анекдота, который на вопрос о том, сколько будет дважды два, отвечал с улыбкой: «Ну, где-то три-пять... Всегда ведь можно договориться, в конце концов!»
  • Одни и те же грабли (пос. Байрак, г. Горловка Донецкой обл.) После монолога о граблях — анекдот из жизни на закуску. Некий товарищ признался мне во время беседы по скайпу в том, что переживает период творческого кризиса (зная его, думаю, что это очень и очень ненадолго — впрочем, сейчас не об этом). Реплику о кризисе он завершил неожиданной просьбой.
  • О любителях и профи (пос. Байрак, г. Горловка Донецкой обл.) Сегодня со шваброй в руках выловил из Космоса несколько мыслей о любителях и профи.
  • Мысли о жадности (пос. Байрак, г. Горловка Донецкой обл.) Если кто-то из вас получил от меня что-либо в продолжительное безвозмездное пользование либо и вовсе в подарок, не спешите причислять меня к числу щедрых людей. Я просто спасаю свои натруженные плечи от очередной ноши, от очередного нависшего над ними Дамоклова меча.
  • Рецепт успеха: себя и вовремя (Украина/ДНР, Горловка Донецкой области) Слушая рассказчика, я вдруг понял: себя и вовремя — это шикарный успех рецепта. Можно сказать, специально для меня сочинённый.
  • Автотренинг, история о кошке (Украина/ДНР, Горловка Донецкой области) Пиши! Не откладывай! Представь себе хирурга-прокрастинатора, пожарного-прокрастинатора, сантехника-прокрастинатора... Нравится? То-то!
  • Живущие в сети (Украина/ДНР, Горловка Донецкой области) Когда засидишься в интернете, — особенно в социальных сетях — начинает казаться, будто ты не живой человек, а нечто нематериальное, существующее только в виде контента, тобой в онлайнах продуцируемого.
  • О творческом коллективе и творческой шизофрении (Украина/ДНР, Горловка Донецкой области) Как-то по дороге в Байрак слушал в плеере Алексея Рыбникова. И в очередной раз ясно понял, что талантливое произведение часто и густо пишется не по зову сердца, а по поводу, пришедшему извне. Музыка к кинофильмам, которые озвучивал Рыбников, в большинстве случаев великолепна. И в большинстве случаев написана по заказу. Думаю, ещё и через сто миллионов правок пропущенная.
  • «Кобылы» из чужой юности (Украина/ДНР, Горловка Донецкой области) «...Конечно, мы, перепуганные пятнадцатилетние хлыщи, зассали продолжить общение с девчонками вне рамок мероприятия. И, сбившись в кучку, отдалились от них, обсуждая что-то своё, "пацанячье". Какие-то видеоигры, книги, фильмы, прочую чушь... Девчонки, в свою очередь, тоже собрались в одну девичью компанию и, хихикая, пошли в противоположном от нас направлении».
  • «...У серьёзного лица» (Украина/ДНР, Горловка Донецкой области) Как писал великий поэт степей Донбасса Олег Рамилиевич Миннуллин, «нет ни капельки значенья у серьёзного лица».
  • Ночной поезд до Лиссабона (Украина/ДНР, Горловка Донецкой области) Больше года тому назад посмотрел «Ночной поезд до Лиссабона». До сих пор под впечатлением.
  • Накипевшее (Украина/ДНР, Горловка Донецкой области) Глядя на сайт проекта «Тим Талер», на все эти титры и обложки, я всё чаще вспоминаю то, что сказал Мамонову Василий Шумов в процессе записи вокала для пластинки «Простые вещи». Мамонов кривлялся по привычке, а Шумов резонно заметил: «Петя, а перед кем ты тут, в студии, выпендриваешься?»
  • Селфи до нашей эры (Украина/ДНР, Горловка Донецкой области) Я переболел болезнью селфи ещё до того, как это стало мейнстримом. И ещё до того, как этот сор получил техническую возможность легко и непринуждённо выноситься в интернет из наших телефонных изб. Слава Богу!
  • Культурное прошлое (Украина/ДНР, Горловка Донецкой области) Вспоминая детство, я с удивлением думаю о том, что лет пятнадцать-шестнадцать назад в Горловке проходили всеукраинские (!!!) чемпионаты Украины по «Что? Где? Когда?» среди школьников. Детская газета «Скрепка», в которой я был корреспондентом, спонсировала их информационно. Едва придя в журналистику, я сразу же узнал, что такое «трое суток не спать ради нескольких строчек в газете». Никаких метафор: в течение трёх дней мы с коллегами готовили три выпуска фестивальной газеты — с картинками, вёрсткой и прочими наворотами. Было не до сна... Опечатки, перепутанные фамилии, скандалы локального значения — хм, а ведь у меня на самом старте была хорошая школа журналиста!
  • Неврозы (Украина/ДНР, Горловка Донецкой области) На курсах скорочтения в рамках опционального (и, как мне показалось, очень неоднозначного — хотя, по большому счёту, абсолютно не жалею о том, что согласился его посетить) предмета «Антистресс» нам давали метод проверки организма на наличие невроза. Для того, чтобы это сделать, необходимо стать в полный рост, расслабиться, вытянуть руки по швам и, закрыв глаза, представить, как ты эти руки поднимаешь вверх. Если руки не поднимаются вслед за мыслью — дело швах, у тебя невроз. Вот мои руки уже больше года по мысленной команде не поднимаются.
новости публикации

© 2011—2017 Арина Родионовна Продакшн.
Тим Талер. Все права защищены.
Создание сайтаIntraweb лого. Создание сайта в Донецке и Киеве. Имиджевые сайты.