«Хотя в этой книге говорится про смех, смеяться читателю придется не так уж часто. Но, пробираясь ее путями сквозь темноту, он будет, сколько бы ни кружил, все ближе и ближе подходить к свету».
Джеймс Крюс. Тим Талер, или Проданный смех
Главная / Дневник А. Бессонова (online-редакция) / «Достану чёрный котелок...» (Украина, Горловка Донецкой области)

«Достану чёрный котелок...» (Украина, Горловка Донецкой области)

29 мая 2014 | 19:47


Майские концерты «Тима Талера» пришлось прервать досрочно. В Донецке начались военные действия и арт-паб «Орешек», на сцену которого должен был выйти наш дуэт, разумно рассудил, что все мероприятия следует отложить до более благоприятных времён.

Накануне отмены донецкого выступления мне удалось отыграть два душевных сета в Полтаве и Харькове. Оба выступления прошли в узком, практически домашнем, кругу, что, в принципе, мне даже понравилось. В тесном контакте с аудиторией есть своя особая прелесть — и своя особая сложность. Дистанция между зрителем и музыкантом практически нивелируется, ощущение отстранённости от зрителя, даваемое большой сценой, сведено до минимума. Каждый зритель вне слияния с толпой по-прежнему остаётся личностью. Стоя на большой сцене музыкат работает с одним коллективным слушателем — толпой, имеющим единое и, по сути, достаточно предсказуемое настроение. На маленькой, интимного формата площадке, он играет для нескольких самостоятельных, уникальных личностей, каждая из которых может совершенно уникальным образом отреагировать на твою музыку — то ли спасибо сказать, то ли послать тебя в далёкие дали, чтобы музицировал на ухо каким-нибудь другим людям...

Впрочем, что-то я развыпендривался без меры. Во-первых, мне никогда не приходилось выступать перед по-настоящему большой русскоязычной аудиторией (китайские опыты не в счёт, поскольку даже если тамошний зритель с глумливой улыбкой на лице самозабвенно крыл нас матом, мы этого всё равно не понимали и принимали его издевательский смех за выражение искреннего восторга). Во-вторых, ни во время подготовки к выступлениям, ни стоя на сцене я в действительности никогда не заморачиваюсь на каких-то красивых, поэтически изящных душевных терзаниях, которые могли бы сопровождать мою работу на подмостках. Скорее, голова занята мыслями о том, как бы не забыть упаковать в сумку все необходимые кабели, как бы не споткнуться, нажимая ногой на педаль, не промахнуться мимо лада... Ну, все всё поняли, в общем.

Но я был бы не я, если бы не нагнал на всю эту милую моему сердцу концертно-музыкальную бытовуху высокого поэтического пафоса. К тому же, мероприятия и правда прошли здорово.

В Полтаве, кстати, я играл квартирник у моего старого знакомого Паши Москалюка — поэта, журналиста и широкопрофильного музыкального массовика-затейника. В далёком 2008 году Паша организовал мне выступление на полтавском фестивале акустической музыки, где я, обливаясь холодным потом, хрипел под гитару украиноязычные псевдошлягеры собственного сочинения. Меня до сих пор бросает в холодный пот при воспоминании о том выступлении. Впрочем, с кем из музыкантов не случалось чего-то подобного...

В этот раз мне, слава Богу, удалось реабилитироваться. Благо, теперь кое-какой опыт и аппаратура даже во время одиночных выступлений позволяют звучать максимально близко к тому, как звучит «Тим Талер» в студийном варианте.

Насколько я знаю, Паша больше не занимается организацией акустических музыкальных фестов. Зато он несколько лет кряду проводит в своих аппартаментах так называемые «Уютные квартирники». Название это обусловлено историко-географическими реалиями жизни Москалюка: улица, на которой расположен его дом, называется Уютная.

За годы функционирования «Уютных квартирников» их посетило нереальное количество музыкантов и коллективов, стилистический разброс которых вызовет зависть, пожалуй, даже у владельца легендарного клуба CBGB. Большую часть выступавших можно увидеть на снимках, которые Павел аккуратно развесил на стене своей «уютной» квартиры. Среди тех, кто изображён на фотографиях, есть даже такие «звёзды» пост-советского неформата, как Анна «Умка» Герасимова и Михаил Башаков. Бывали у Павла и мои други «ЛихоЛесье» — но гитара, с которой Дима Дубров красуется на фотоснимке, красноречиво говорит о том, что выступление это состоялось ещё до нашего с Дмитрием концертного сотрудничества.

А ещё стены Пашиной квартиры украшены огромным количеством интересных шляп. Если я ничего не путаю, их у Павла больше двух сотен. Пару лет назад он плотно «подсел» на коллекционирование головных уборов и весьма преуспел в этом деле. В коллекции Москалюка есть как вполне привычные нам шляпы вроде цилиндра или канотье, так и экзотические экземпляры: шляпа австралийского военнослужащего 1945 года выпуска, головной убор старателя, работающего на золотых приисках и много других интересностей. С коллекцией Павла можно ознакомиться, посетив специальную группу Вконтакте.

Некоторые шляпы достаются Паше за символические деньги, ибо добываются они в полтавских магазинах Second Hand. До встречи с Павлом я практически не интересовался покупкой одежды на «секондах». Москалюк убедил меня в том, что там можно отыскать совершенно уникальные вещи. Что касается тех шляп, которым, по мнению Паши, недостаёт уникальности, то они подвергаются суровому «тюнингу» со стороны владельца коллекции. Наиболее запомнившийся мне представитель «тюнингованных» шляп — пиратская треуголка, сделанная Пашей из... банальной женской шляпки. Кстати, в этой треуголке Паша щеголял по Полтаве, провожая меня на поезд до Харькова. Даже самые необычные головные уборы из его коллекции выглядят на Павле вполне органично и легко вписываются в полтавский пейзаж.

Мне, однако, приглянулся один из наиболее дорогостоящих экспонатов — настоящий британский котелок, будто бы прыгнувший на Пашину вешалку из титров «талеровского» видеоклипа «Фокусник». Кстати, это был чуть ли не единственный головной убор в коллекции Москалюка, который без проблем налез на мою голову. «Розмір має значення...»

Одев котелок, я понял. что вряд ли смогу уехать без него от Павла. Так и случилось: после достаточно символических торгов шляпа из Пашиной коллекции перекочевала в мой гардероб. Хороший котелок в хозяйстве сентиментального арт-панка — вещь нужная!

Тим Талер. Одна на миллиард (M Clis Rework)
Познакомиться
список категории
  • Сны (г. Горловка Донецкой обл.) За последние пару-тройку недель приснилось два сна, очень глубоко вскрывающих всё то, что внутри меня копошится и покоя не даёт. Самый свежий из них я посмотрел несколько часов назад, когда пришёл домой, прилёг на пять минут и, естественно, вырубился. Во сне я беседовал с родной сестрой. Жаловался на жизнь, которая якобы зашла в тупик.
  • Мысли (пос. Байрак, г. Горловка Донецкой обл.) В искусстве и частной жизни куда чаще работает принцип: «Лучше никак вместо как-нибудь», чем: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Десять раз подумайте прежде, чем оказать человеку помощь из серии: «Тебе и так сойдёт: было-то вообще никак!» ОТКУДА ВЫ, Б..., ЗНАЕТЕ, КАК ОНО У НЕГО БЫЛО В ГОЛОВЕ, МЕЧТАХ И ОЖИДАНИЯХ?!
  • Любить на расстоянии (г. Горловка Донецкой обл.) Но иногда (кстати, не так уж редко) я радовался, когда обнаруживал в возлюбленной черты живого человека. Наверное, появление или не-появление такой радости и есть один из способов отличить мимолётную ветреную влюблённость от Любви.
  • Замок и ключ (пос. Байрак, г. Горловка Донецкой обл.) Только что вставил ключ в плохо известный мне замок. Ключ вроде бы прямой и исправный. В замочную скважину вошёл, как по маслу. Замок внешне тоже вполне себе прост. Кручу-верчу этот ключ в скважине — а он ни шиша не крутится и не вертится.
  • Зависть (г. Горловка Донецкой обл.) Летом прочёл «Зависть» Юрия Олеши и понял, что ни шиша там не понял.
  • Три-пять (пос. Байрак, г. Горловка Донецкой обл.) Всегда с пониманием относился к мальчику из анекдота, который на вопрос о том, сколько будет дважды два, отвечал с улыбкой: «Ну, где-то три-пять... Всегда ведь можно договориться, в конце концов!»
  • Одни и те же грабли (пос. Байрак, г. Горловка Донецкой обл.) После монолога о граблях — анекдот из жизни на закуску. Некий товарищ признался мне во время беседы по скайпу в том, что переживает период творческого кризиса (зная его, думаю, что это очень и очень ненадолго — впрочем, сейчас не об этом). Реплику о кризисе он завершил неожиданной просьбой.
  • О любителях и профи (пос. Байрак, г. Горловка Донецкой обл.) Сегодня со шваброй в руках выловил из Космоса несколько мыслей о любителях и профи.
  • Мысли о жадности (пос. Байрак, г. Горловка Донецкой обл.) Если кто-то из вас получил от меня что-либо в продолжительное безвозмездное пользование либо и вовсе в подарок, не спешите причислять меня к числу щедрых людей. Я просто спасаю свои натруженные плечи от очередной ноши, от очередного нависшего над ними Дамоклова меча.
  • Рецепт успеха: себя и вовремя (Украина/ДНР, Горловка Донецкой области) Слушая рассказчика, я вдруг понял: себя и вовремя — это шикарный успех рецепта. Можно сказать, специально для меня сочинённый.
  • Автотренинг, история о кошке (Украина/ДНР, Горловка Донецкой области) Пиши! Не откладывай! Представь себе хирурга-прокрастинатора, пожарного-прокрастинатора, сантехника-прокрастинатора... Нравится? То-то!
  • Живущие в сети (Украина/ДНР, Горловка Донецкой области) Когда засидишься в интернете, — особенно в социальных сетях — начинает казаться, будто ты не живой человек, а нечто нематериальное, существующее только в виде контента, тобой в онлайнах продуцируемого.
  • О творческом коллективе и творческой шизофрении (Украина/ДНР, Горловка Донецкой области) Как-то по дороге в Байрак слушал в плеере Алексея Рыбникова. И в очередной раз ясно понял, что талантливое произведение часто и густо пишется не по зову сердца, а по поводу, пришедшему извне. Музыка к кинофильмам, которые озвучивал Рыбников, в большинстве случаев великолепна. И в большинстве случаев написана по заказу. Думаю, ещё и через сто миллионов правок пропущенная.
  • «Кобылы» из чужой юности (Украина/ДНР, Горловка Донецкой области) «...Конечно, мы, перепуганные пятнадцатилетние хлыщи, зассали продолжить общение с девчонками вне рамок мероприятия. И, сбившись в кучку, отдалились от них, обсуждая что-то своё, "пацанячье". Какие-то видеоигры, книги, фильмы, прочую чушь... Девчонки, в свою очередь, тоже собрались в одну девичью компанию и, хихикая, пошли в противоположном от нас направлении».
  • «...У серьёзного лица» (Украина/ДНР, Горловка Донецкой области) Как писал великий поэт степей Донбасса Олег Рамилиевич Миннуллин, «нет ни капельки значенья у серьёзного лица».
  • Ночной поезд до Лиссабона (Украина/ДНР, Горловка Донецкой области) Больше года тому назад посмотрел «Ночной поезд до Лиссабона». До сих пор под впечатлением.
  • Накипевшее (Украина/ДНР, Горловка Донецкой области) Глядя на сайт проекта «Тим Талер», на все эти титры и обложки, я всё чаще вспоминаю то, что сказал Мамонову Василий Шумов в процессе записи вокала для пластинки «Простые вещи». Мамонов кривлялся по привычке, а Шумов резонно заметил: «Петя, а перед кем ты тут, в студии, выпендриваешься?»
  • Селфи до нашей эры (Украина/ДНР, Горловка Донецкой области) Я переболел болезнью селфи ещё до того, как это стало мейнстримом. И ещё до того, как этот сор получил техническую возможность легко и непринуждённо выноситься в интернет из наших телефонных изб. Слава Богу!
  • Культурное прошлое (Украина/ДНР, Горловка Донецкой области) Вспоминая детство, я с удивлением думаю о том, что лет пятнадцать-шестнадцать назад в Горловке проходили всеукраинские (!!!) чемпионаты Украины по «Что? Где? Когда?» среди школьников. Детская газета «Скрепка», в которой я был корреспондентом, спонсировала их информационно. Едва придя в журналистику, я сразу же узнал, что такое «трое суток не спать ради нескольких строчек в газете». Никаких метафор: в течение трёх дней мы с коллегами готовили три выпуска фестивальной газеты — с картинками, вёрсткой и прочими наворотами. Было не до сна... Опечатки, перепутанные фамилии, скандалы локального значения — хм, а ведь у меня на самом старте была хорошая школа журналиста!
  • Неврозы (Украина/ДНР, Горловка Донецкой области) На курсах скорочтения в рамках опционального (и, как мне показалось, очень неоднозначного — хотя, по большому счёту, абсолютно не жалею о том, что согласился его посетить) предмета «Антистресс» нам давали метод проверки организма на наличие невроза. Для того, чтобы это сделать, необходимо стать в полный рост, расслабиться, вытянуть руки по швам и, закрыв глаза, представить, как ты эти руки поднимаешь вверх. Если руки не поднимаются вслед за мыслью — дело швах, у тебя невроз. Вот мои руки уже больше года по мысленной команде не поднимаются.
новости публикации

© 2011—2017 Арина Родионовна Продакшн.
Тим Талер. Все права защищены.
Создание сайтаIntraweb лого. Создание сайта в Донецке и Киеве. Имиджевые сайты.