
Большую часть вчерашнего дня я провёл в компании Саши Бабий, Максима Капусты и Леонида (фамилию, увы, забыл), сотрудника киевского филиала сети магазинов «МузТорг». Общение было очень душевным и довольно продуктивным: Максим оказался открытым, контактным человеком, который в ходе разговора охотно делился тонкостями своей профессиональной работы.
Дончане традиционно проявили равнодушие к визиту грамотного специалиста, поэтому сам мастер-класс прошёл практически в семейной обстановке. И был воспринят мной просто как логическое продолжение интересного дня, проведенного в компании интересных людей.
Вот кое-какая информация и кое-какие впечатления, которыми наградил меня день вчерашний:
- Средний возраст украинского звукорежиссёра — 50 лет. Причины очевидны: ежедневная работа на износ, помноженная на довольно активные возлияния с применением не самого дорогого алкоголя. Ох, как хорошо, что я не пью. И как хорошо, что я своевременно отказался от карьеры (во всяком случае, целенаправленной) звукорежиссёра.
- В биографии Максима, как и в биографиях львиной доли музыкантов, долгое время основным источником дохода была именно концертная, не студийная, деятельность. Это ещё раз подтвердило мои мысли о том, что источник дохода для воплощения всех своих планов относительно развития личной и профессиональной жизни следует искать в какой-то «сиюминутной» деятельности. «Сиюминутной» — то бишь, осуществляемой по схеме: «вышел-отработал-получил нормальные деньги-ушёл-забыл». Китай в этом плане очень близок к идеалу.
- Хороший звукорежиссёр обязательно любит комфорт. Тяга к комфорту побуждает его искать средства для пополнения арсенала оборудования. Новое оборудование, в свою очередь, ускоряет его работу. Кроме того, клиенты идут к звукорежиссёру за комфортом. Если они его получают, и при этом результат работы звукорежиссёра удовлетворителен — клиенты довольны. Если работа выполнена даже «на отлично», но ощущения комфорта не было — звукорежиссёр «гуляет вальсом».
Я очень хочу по-настоящему полюбить комфорт. Не потому, что его любят клиенты звукорежиссёра, нет. Комфорт любят и люди, за которых ты несёшь ответственность: те, с кем ты сотрудничаешь, те, кого ты любишь и о ком заботишься. Даже если кто-то готов быть рядом с тобой в условиях дискомфорта — зачем испытывать на прочность его нервную систему, его позитивные чувства к тебе?..
- Макс довольно хитро записывал барабанные партии на альбоме «Трамплины» группы «Гудимов». Для записи бочки было использовано три микрофона (динамика+кондёр впереди, кондёр сзади — если я правильно запомнил, конечно). Для записи малого — пять микрофонов. С бочки был снят передний пластик. Альты (а в большинстве случаев и том) были убраны с глаз долой. Результат работы — «сырой», но очень культурный звук in da face, который понравился мне настолько, что в своё время я «срезал» звуки бочки и рабочего для своей библиотеки семплов.
- Интересно, что именно супруга посоветовала Максу перейти с PC на Macintosh, заметив: «Максим, ты треть рабочего дня тратишь на «разборки с Биллом Гейтсом». Хорошая у него жена, наверное...