«Хотя в этой книге говорится про смех, смеяться читателю придется не так уж часто. Но, пробираясь ее путями сквозь темноту, он будет, сколько бы ни кружил, все ближе и ближе подходить к свету».
Джеймс Крюс. Тим Талер, или Проданный смех
Главная / Дневник А. Бессонова (online-редакция) / Василий Ткач, саунд-продюсер: «Голова на плечах и хороший вкус — самые мощные инструменты» (КНР, Чжэнчжоу)

Василий Ткач, саунд-продюсер: «Голова на плечах и хороший вкус — самые мощные инструменты» (КНР, Чжэнчжоу)

7 ноября 2013 | 20:20


Сегодня впервые проехался по Чжэнчжоу на собственном велосипеде. Поездка, правда, была недолгой: я лишь смотался в супермаркет за продуктами и разной бытовой мелочёвкой. Подозреваю, что буду использовать свой велосипед преимущественно в таком режиме. Что ж, ему это пойдёт только на пользу.

Транспортировать «рысака» из Шанхая в Чжэнчжоу мне помог Артём, парень нашей вокалистки Лилии Коломиец. Будучи велосипедистом со стажем, Артём, скептически осмотрев приобретённый мною велоагрегат, разрушил все иллюзии относительно того, что за 538 юаней мне удалось приобрести нечто, стоящее намного бОльших денег. Разумеется, в Украине цена такого велосипеда будет заметно выше, чем в КНР — но не более, чем вдвое.

Всё дело в том, что львиная доля комплектующих, из которых составлен мой «железный конь», крайне непрочна, и с деталями профессионального класса имеет сугубо внешнее свойство. К примеру, колёса, невзирая на используемую в данном велосипеде дисковую тормозную систему, на деле «заточены» под классические тормоза-«колодки», что безошибочно определяется по форме их обода. Регулировочные винты на самих тормозах носят преимущественно декоративную функцию и, по большому счёту, мало на что влияют. Качество материалов, из которых изготовлены механические части веломашины, оставляет желать лучшего. Ну, и так далее.

То бишь, речь о том, что чудеса, в этом мире, конечно, бывают. Но спортивный велоконь стоимостью менее 100 долларов — никакое не чудо, а всего лишь действующий макет реального спортивного велосипеда, цена которого в 4-6 раз больше озвученной.

Что ж, будем надеятся, что сезон в Чжэнчжоу мой фейк-байк отработает исправно. В горы я этого «парня» тянуть не рискну, а дороги здесь вполне нормальные.

Сегодня — день публикации второй части интервью с саунд-продюсером Василием Ткачём. Этот фрагмент беседы составлен преимущественно на основе вопросов Ромы Кондратьева и носит не столько философский, сколько прикладной характер. В ходе разговора Вася даёт понять, что «велосипед», на котором он регулярно совершает прогулки по миру музыки, вовсе не обязательно должен быть дорогим, брендовым и «евроамериканским». Самое главное, по мнению Ткача — ноги велосипедиста. Если они вращают педали в правильном направлении, ты доберёшься до поставленной цели даже на велорысаке из папье-маше.

Василий Ткач: «Голова на плечах и хороший вкус — самые мощные инструменты»

Vroda, музыкальный проект Василия Ткача, саунд-продюсера и композитора (г. Киев)

 

Василий Ткач — специалист, стоявший у истоков украинского саунд-продакшна — оказался человеком словоохотливым. Историй из собственной биографии, тесно переплетённых с прошлым и настоящим отечественного шоу-бизнеса, рассказанных Василием, хватило на две публикации.

Первая из них была, по большей части, посвящена славному прошлому украинской эстрады и непосредственному участию в нём Василия Ткача. В данной, заключительной, части речь, в основном, идёт о делах насущных.

Твоя манера общения сразу располагает к доверительному разговору. Такое «простое» поведение знаковой фигуры в украинской поп-музыке несколько удивляет. Приходилось ли тебе «раздувать щеки» для пущего авторитета, или ты всегда просто Вася Ткач?

Мерси за комплиман! Однако, чем старше я становлюсь, тем значительнее становится моя персона. Еще вчера я был Вася Ткач, а сегодня я уже Василий Ткач, и близится время, когда я буду Василий Викторович.

Краем уха я слышал о панк-группе «Катапульта», с которой ты взаимодействуешь...

«Катапульта» — группа «старых» рокеров-альтернативщиков, бывших участников разных киевских андерграундовых команд: «Словопослие», «Иванов Даун», «Медленный Руль». Лидер группы — вокалист и басист Шура Лабан, бывший лидер «…Руля», бывший басист «The Хостільні».

«Катапульта» давно существует — по-моему, с 96-го года. Я присоединился к парням в 2009-м. С тех пор мы иногда репетируем, иногда выступаем, вот альбом записали и выпустили…

Группа «Катапульта» (г. Киев). На клавишах — Василий Ткач.

Порой складывается впечатление, что современная массовая культура в целом и музыка в частности сильно измельчала в плане содержательности, интересности. «Вчерашние» непретенциозные поп-хиты сейчас на общем фоне воспринимаются чуть ли ни как образец утонченного вкуса...

Не соглашусь. С одной стороны, «вчерашний» хит — «Дым сигарет с ментолом». С другой стороны «сегодняшний» — это SkirtKylie Minogue, а ее вчерашний — I Should Be So Lucky. И то, и то, и то — примитив, но примитив разный.

Снобы массово «сливали» на  «Blue (Da-Ba-Dee-Da-Ba-Da в 2000-м, сегодня «сливают» на «Gangnam Style» и им подобные. А ведь эти песни очень и очень технологически «продвинутые», — каждая для своего времени — и каждая из них породила много технологических новшеств, впоследствии вышедших в тираж…

Короче говоря, мне сложно судить об этом. Я лоялен и толерантен в своем восприятии музыки. Меня даже шансон в такси не раздражает. Хотя, уж оттуда мне точно ничего почерпнуть нельзя...

Задумывался, в каком направлении развивается украинский шоу-бизнес и что нас ждет?

О перспективах украинского шоу-бизнеса тем более не берусь судить. Как-то будет.

Сегодня ты занимаешься электронным этно-проектом «VRODA». Очень качественная, цепляющая музыка, не лишённая, однако, поп-интонаций. Чем является для тебя этот коллектив: средством самовыражения или одной из попыток заработать деньги любимым делом?

Любая творческая работа для меня — и средство самовыражения, и средства к существованию. Бывает так, что у меня созревает определенная концепция произведения, или даже целой программы, но под нее нет артиста. Приходится создавать новый проект и самовыражаться в его рамках.

Приблизительно так появилась группа «VRODA». Сперва как задумка электронного инструментального дуэта, моего с моим другом-звукорежиссером. А потом обросла новыми идеями, видением и концепцией, новыми людьми.

На «Країні Мрій 2013» «VRODA» впервые выступила с живым коллективом. В этом смысле это был своего рода дебют. Хотя мне привычнее слушать свою работу в электронно-компьютерном варианте — когда я полностью ответственен за каждый пассаж и каждый звук.

В свое время я сознательно отказался от живого исполнения и понемногу распустил свою группу, заменив людей на «роботов». По простой причине — мне проще все сделать самому, чем объяснять музыкантам, чего я хочу и почему я не хочу вот так и вот эдак.

Но я надеюсь, что со временем на моем пути появятся музыканты, которым можно будет сказать: «Парни, вот вам оригиналы песен, вы вольны интерпретировать их как угодно, главное — сохранить настрой, «драйв» и «кач». И что настрой, «драйв» и «кач» парни сохранят и преумножат.

Легко ли живётся саунд-продюсеру в условиях жёсткой современной конкуренции? Удаётся ли тебе «оставаться в профессии», зарабатывая на хлеб только музыкой?

Было время, когда информацией владели немногие. В 93-94 годах семплы  и «лупы» (loops — фрагменты музыкальных партий, исполненных различными музыкальными инструментами, адаптированные для непрерывного цикличного исполнения с целью последующей интеграции в музыкальную ткань аранжировки — А.Б.) в нашей стране использовали единицы. Стоило просто вставить в аранжировку жирный хип-хоповый «луп» — и ты модный. Сейчас сложнее. Но голова на плечах и хороший вкус — по-прежнему самые мощные инструменты и самое главное ноу-хау.

Я всю жизнь зарабатываю на жизнь исключительно творчеством. Значит, смысл есть.

Что можешь посоветовать начинающим саунд-продюсерам? Что помогает тебе оставаться узнаваемым среди десятков (а то и сотен) молодых конкурентов?

Посоветую главное — побольше слушать музыки. Хорошей, качественной, разной. И слушать её внимательно. Анализировать услышанное. Если задача — делать современную музыку, то прислушиваться к актуальному звучанию, спецэффектам, структурам. Задумываться над тем, как это сделано, как это можно реализовать имеющимися под рукой средствами.

Рано или поздно у саунд-продюсера вырабатываются и свой стиль, и свои предпочтения. Это, как говорил герой «Дней Турбиных», «достигается упражнением».

Кого из твоих молодых коллег ты мог бы отметить за особые успехи в саунд-продакшне?

Не стану кого-то особо выделять, потому что могу кого-то забыть, а кто-то хорошо делает музыку, которую я не слушаю.

Мне кажется, что времена, когда для успеха в работе нужно было обложиться центнерами железок, прошли. Сегодня качественную музыку можно делать и на смартфоне. Главное — уделять больше внимания. Сидеть за работой дольше и делать. Тратить на трек или на песню, к примеру, не 20 часов, а 80. Когда «не прет», откладывать и возвращаться через некоторое время.

Лучше делать меньше единиц «продукции» — но делать их более цельными, более качественными. Я пользуюсь такой методикой.

У тебя очень большой опыт в сфере муз. производства, за плечами годы сотрудничества с акулами шоу-бизнеса и масса реализованых музыкальных идей. Не устал от этого?

Конечно же не устал, и даст Бог, не устану. Я мало что умею делать хорошо, кроме музыки, текстов, аранжировок, саунд-продюсирования. Разве что рисую еще хорошо, дизайню неплохо. Моя деятельность приносит мне удовольствие. И, судя по моей творческой истории, не только мне.

Страничка с официального сайта Василия Ткача, посвящённая педагогической деятельности киевского саунд-продюсера

Как ты делашь такие классные «шипящие-восходящие» звуковые эффекты, они у тебя почти в каждом танцевальном треке присутствуют?

1. На 4, 8 или 16 тактов прописываю ноту Noise из какого-нибудь VST, желательно симулятора аналога, например Arturia Minimoog V.

2. На всю длину ноты открываю LPF и прописываю ровную автоматизацию от почти полностью закрытого фильтра до почти полностью открытого, «по вкусу».

3. Перевожу результат в аудио, дублирую слой.

4. Делаю detune одного слоя +2-5 semitones, другого — -2-5.

5. Вместе с этим еще одним VST с управляемым LFO на фильтр (Q на максимум, чтобы фильтр на нижних показателях самозавелся — и тут сам звук не важен, генератором звука будет собственно LPF) прописываю автоматизацию скорости LFO от почти полного отсутствия колебаний до скоростного дребезжания. Можно это же LFO посадить еще и на панораму.

6. Перевожу все в аудио, снова дублирую (если нужно потолще), снова делаю detune (если нужно).

7. Если нужно, можно добавить в «коктейль» семпл reverse crash.

8. Балансирую всю эту байду по громкости и панораме, навешиваю ревербератор и дилей.

Можно потом сделать на все это reverse и звук будет «шипяще-нисходящим».

А можно просто найти подходящий звук в какой-нибудь библиотеке SFX.

ЛПН feat. Антон Бессонов. Я знаю всё о тебе (Suspense Version)
Познакомиться
список категории
  • Я вернулся (разминочная заметка) (г. Горловка Донецкой обл.) Легко вести публичный дневник, когда тебе двадцать пять. Сейчас сложнее. Сейчас тридцать два. Возраст обязывает к тому, чтобы действовать более обдуманно и экономнее расходовать свою глупость, какой бы притягательной она ни выглядела со стороны.
  • Сны (г. Горловка Донецкой обл.) За последние пару-тройку недель приснилось два сна, очень глубоко вскрывающих всё то, что внутри меня копошится и покоя не даёт. Самый свежий из них я посмотрел несколько часов назад, когда пришёл домой, прилёг на пять минут и, естественно, вырубился. Во сне я беседовал с родной сестрой. Жаловался на жизнь, которая якобы зашла в тупик.
  • Мысли (пос. Байрак, г. Горловка Донецкой обл.) В искусстве и частной жизни куда чаще работает принцип: «Лучше никак вместо как-нибудь», чем: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Десять раз подумайте прежде, чем оказать человеку помощь из серии: «Тебе и так сойдёт: было-то вообще никак!» ОТКУДА ВЫ, Б..., ЗНАЕТЕ, КАК ОНО У НЕГО БЫЛО В ГОЛОВЕ, МЕЧТАХ И ОЖИДАНИЯХ?!
  • Любить на расстоянии (г. Горловка Донецкой обл.) Но иногда (кстати, не так уж редко) я радовался, когда обнаруживал в возлюбленной черты живого человека. Наверное, появление или не-появление такой радости и есть один из способов отличить мимолётную ветреную влюблённость от Любви.
  • Замок и ключ (пос. Байрак, г. Горловка Донецкой обл.) Только что вставил ключ в плохо известный мне замок. Ключ вроде бы прямой и исправный. В замочную скважину вошёл, как по маслу. Замок внешне тоже вполне себе прост. Кручу-верчу этот ключ в скважине — а он ни шиша не крутится и не вертится.
  • Зависть (г. Горловка Донецкой обл.) Летом прочёл «Зависть» Юрия Олеши и понял, что ни шиша там не понял.
  • Три-пять (пос. Байрак, г. Горловка Донецкой обл.) Всегда с пониманием относился к мальчику из анекдота, который на вопрос о том, сколько будет дважды два, отвечал с улыбкой: «Ну, где-то три-пять... Всегда ведь можно договориться, в конце концов!»
  • Одни и те же грабли (пос. Байрак, г. Горловка Донецкой обл.) После монолога о граблях — анекдот из жизни на закуску. Некий товарищ признался мне во время беседы по скайпу в том, что переживает период творческого кризиса (зная его, думаю, что это очень и очень ненадолго — впрочем, сейчас не об этом). Реплику о кризисе он завершил неожиданной просьбой.
  • О любителях и профи (пос. Байрак, г. Горловка Донецкой обл.) Сегодня со шваброй в руках выловил из Космоса несколько мыслей о любителях и профи.
  • Мысли о жадности (пос. Байрак, г. Горловка Донецкой обл.) Если кто-то из вас получил от меня что-либо в продолжительное безвозмездное пользование либо и вовсе в подарок, не спешите причислять меня к числу щедрых людей. Я просто спасаю свои натруженные плечи от очередной ноши, от очередного нависшего над ними Дамоклова меча.
  • Рецепт успеха: себя и вовремя (Украина/ДНР, Горловка Донецкой области) Слушая рассказчика, я вдруг понял: себя и вовремя — это шикарный успех рецепта. Можно сказать, специально для меня сочинённый.
  • Автотренинг, история о кошке (Украина/ДНР, Горловка Донецкой области) Пиши! Не откладывай! Представь себе хирурга-прокрастинатора, пожарного-прокрастинатора, сантехника-прокрастинатора... Нравится? То-то!
  • Живущие в сети (Украина/ДНР, Горловка Донецкой области) Когда засидишься в интернете, — особенно в социальных сетях — начинает казаться, будто ты не живой человек, а нечто нематериальное, существующее только в виде контента, тобой в онлайнах продуцируемого.
  • О творческом коллективе и творческой шизофрении (Украина/ДНР, Горловка Донецкой области) Как-то по дороге в Байрак слушал в плеере Алексея Рыбникова. И в очередной раз ясно понял, что талантливое произведение часто и густо пишется не по зову сердца, а по поводу, пришедшему извне. Музыка к кинофильмам, которые озвучивал Рыбников, в большинстве случаев великолепна. И в большинстве случаев написана по заказу. Думаю, ещё и через сто миллионов правок пропущенная.
  • «Кобылы» из чужой юности (Украина/ДНР, Горловка Донецкой области) «...Конечно, мы, перепуганные пятнадцатилетние хлыщи, зассали продолжить общение с девчонками вне рамок мероприятия. И, сбившись в кучку, отдалились от них, обсуждая что-то своё, "пацанячье". Какие-то видеоигры, книги, фильмы, прочую чушь... Девчонки, в свою очередь, тоже собрались в одну девичью компанию и, хихикая, пошли в противоположном от нас направлении».
  • «...У серьёзного лица» (Украина/ДНР, Горловка Донецкой области) Как писал великий поэт степей Донбасса Олег Рамилиевич Миннуллин, «нет ни капельки значенья у серьёзного лица».
  • Ночной поезд до Лиссабона (Украина/ДНР, Горловка Донецкой области) Больше года тому назад посмотрел «Ночной поезд до Лиссабона». До сих пор под впечатлением.
  • Накипевшее (Украина/ДНР, Горловка Донецкой области) Глядя на сайт проекта «Тим Талер», на все эти титры и обложки, я всё чаще вспоминаю то, что сказал Мамонову Василий Шумов в процессе записи вокала для пластинки «Простые вещи». Мамонов кривлялся по привычке, а Шумов резонно заметил: «Петя, а перед кем ты тут, в студии, выпендриваешься?»
  • Селфи до нашей эры (Украина/ДНР, Горловка Донецкой области) Я переболел болезнью селфи ещё до того, как это стало мейнстримом. И ещё до того, как этот сор получил техническую возможность легко и непринуждённо выноситься в интернет из наших телефонных изб. Слава Богу!
  • Культурное прошлое (Украина/ДНР, Горловка Донецкой области) Вспоминая детство, я с удивлением думаю о том, что лет пятнадцать-шестнадцать назад в Горловке проходили всеукраинские (!!!) чемпионаты Украины по «Что? Где? Когда?» среди школьников. Детская газета «Скрепка», в которой я был корреспондентом, спонсировала их информационно. Едва придя в журналистику, я сразу же узнал, что такое «трое суток не спать ради нескольких строчек в газете». Никаких метафор: в течение трёх дней мы с коллегами готовили три выпуска фестивальной газеты — с картинками, вёрсткой и прочими наворотами. Было не до сна... Опечатки, перепутанные фамилии, скандалы локального значения — хм, а ведь у меня на самом старте была хорошая школа журналиста!
новости публикации

© 2011—2019 Арина Родионовна Продакшн.
Тим Талер. Все права защищены.
Создание сайтаIntraweb лого. Создание сайта в Донецке и Киеве. Имиджевые сайты.