«Хотя в этой книге говорится про смех, смеяться читателю придется не так уж часто. Но, пробираясь ее путями сквозь темноту, он будет, сколько бы ни кружил, все ближе и ближе подходить к свету».
Джеймс Крюс. Тим Талер, или Проданный смех
Главная / Публикации / От демо — к радиоротации. Тотальный Upgrade вашего трека

От демо — к радиоротации. Тотальный Upgrade вашего трека

3 июня 2011 | 09:00

Демо-запись, сделанная в условиях дефицита времени и денег, похожа на чемодан без ручки. Выбросить её жалко, а нести в массы — стыдно. Между тем, средства на повторный поход в студию появятся ещё ох, как нескоро. А поклонники группы, арт-директоры фестивалей и клубов уже сейчас хотят слышать новый материал.

В ходе мастер-класса Тим Талер, руководитель Арина Родионовна Продакшн, покажет, что может сделать творчески мыслящий звукоинженер с демо-полуфабрикатом, чтобы превратить его в готовый для публикации музыкальный продукт.

Духовная наставница Александра Сергеевича Пушкина восстала из пепла по велению сентиментального арт-панка Тима Талера, дабы воспитать новое поколение гениев на украинской сцене. В числе творческих приоритетов Арина Родионовна Продакшн — создание гипнотических аранжировок, феерических ремиксов, а также саунд-продюсирование самых безумных музыкальных проектов.

План-конспект проведения семинара

Пункт 1. Подготовка к работе. Наведение порядка в проекте.

Грамотно подготовленный к работе проект экономит время на этапе сведения, упрощает процесс общения с соавторами записи, помогает более точно прогнозировать технические и художественные модификации, в которых нуждается запись.

1.1. Наименование треков.

Все треки должны быть разборчиво поименованы. Из соображений совместимости рационально пользоваться для этого латинским алфавитом. В процессе наименования удобно использовать стабильную систему аббревиатур (см. Приложение 1).

1.2 Папки и подгруппы.

Однородные треки удобно группировать в папки. Однородные каналы разумно направлять на общую подгруппу микшера. Во избежание путаницы и технических сбоев рационально избегать направления сигнала из одной подгруппы в другую.

1.3. Горизонтальная и вертикальная цветовая индикация треков.

Горизонтальную цветовую индикацию удобно использовать для выделения однородных по функциям треков. Вертикальную индикацию удобно применять для обозначения одинаковых музыкальных фрагментов (особенно при работе с большим количеством петель), отработанных и не отработанных частей партии.

Пункт 2. «Горизонтальное сведение»: имитация идеального исполнения.

Грамотное цифровое редактирование композиции привносит в звук дополнительную чистоту и читаемость без вмешательства приборов обработки.

2.1. Обоснование необходимости.

Серьёзной записи «начисто» предшествует продолжительный репетиционный период. Музыканты работают в студии, пребывая в прекрасной форме и, соответственно, играют ровно и аккуратно. С помощью средств цифрового редактирования можно эту аккуратность сымитировать.

2.2. Общая методология «горизонтального сведения».

По возможности бас и барабаны следует выравнивать до записи остальных треков. Для уменьшения количества артефактов гитары удобно выравнивать до проведения процедуры реампинга. Партию ритм-секции рационально разделить на повторяющиеся фрагменты - петли. Каждая петля выравнивается один раз строго по сетке длительностей, а после - копируется на протяжении всей композиции согласно её структуре. Гитарные и клавишные ритмические партии выравниваются по той же схеме. Соло-партии редактируются «на слух» - исправляются только «криминальные» места.

2.3. Тонкости «горизонтального сведения».

Скольжения пальцев по струнам, придыхания вокалиста и т. п. часто лучше не удалять совсем, а оставить, синхронизировав их при этом с основным темпом композиции. Если нужно сохранить специфический грув композиции при выравнивании ритм-партий, следует запрограммировать на MIDI-треке соответствующий шаблон и, увеличив масштаб отображения дорожки, визуально ориентироваться на него, а не на графическую сетку длительностей. Бас и «бочка» лучше «дружат» друг с другом, если один из инструментов сдвинут относительно другого на несколько миллисекунд (бочка лучше «прорезается» сквозь микс, если бас-гитара немножко от неё отстаёт). В особо тяжёлых случаях можно и нужно применять горизонтальную реаранжировку материала.

Пункт 3. Исправление тональных дефектов записи.

Довольно часто частичную перезапись неудачного трекинга можно осуществить на базе домашней студии. Если такая возможность исключена - в ход идут накопленные звукорежиссёрской практикой приёмы маскировки дефективно записанного звука.

3.1. «Дисторшн как панацея от всех бед».

Грамотная обработка фрагментов, подверженных клиппингу, с помощью эмулятора ламповой сатурации помогает заменить «неблагозвучные» искажения на «благозвучные» - и таким образом замаскировать дефект записи. Копия басового трека, пропущенная через эмулятор гитарного перегруза и подмешанная к оригинальному тембру бас-гитары, повышает читаемость партии даже в плотном миксе.

3.2. Реампинг.

При записи полезно забирать сигнал гитары «в линию», чтобы после без спешки повторно пропустить его через тщательно настроенный гитарный усилитель (реальный или виртуальный). Можно аккуратно записать гитару дома, а в студии - уделить время качественному реампингу домашних накоплений. Клавишные партии, пропущенные через комбоусилитель (хотя бы даже виртуальный), часто приобретают недостающую им «массивность» звука. При проведении реампинга в «военно-полевых» условиях (ограниченное количество микрофонов и каналов записи) можно прогнать один и тот же трек несколько раз через тракт комбоусилителя, снимая каждый дубль микрофоном, установленным в различных позициях.

3.3. Эксперименты с шинами посыла. Разделение сигнала на «слои».

Полезно разделять частотные составляющие одной записанной дорожки на несколько треков, обрабатывая каждую из них автономно, применяя задержку фазы одного такого трека по отношении к другому и т.п. Подвергая специфической обработке частотный диапазон партии и смешивая его с остальным сигналом, можно заставить трек звучать более «породисто».

3.4. Корректировка ударных инструментов.

Если при записи барабанов применялось ограниченное количество микрофонов, иногда бывает полезным с помощью динамической обработки, эквализации и ручной редакции «вычленить» из оверхедов партии рабочего, томов и пр., скопировав их на отдельные треки. В процессе семплирования ударных инструментов в качестве «эталонных» звуков можно применять не только библиотечные семплы, но и самые удачные образцы звукоизвлечения, изъятые из обрабатываемого трека. В наиболее тяжёлых случаях партию ударных проще грамотно перепрограммировать - для этой цели подойдёт даже семплер Addictive Drums при условии, что он будет использоваться без встроенных обработок эффектами.

Пункт 4. Доработка художественных аспектов сведения.

4.1. Подчёркивание стилистики композиции с помощью «правильных» звуковых эффектов.

Каждый музыкальный стиль современной музыки выработал ряд характерных звукорежиссёрских клише, которые можно распознать на слух, прослушав около полудесятка характерных композиций. Многие стили намеренно используют обработки низкого качества, поэтому в арсенале полезно иметь ряд «второсортных» плагинов («звенящих» ревербераторов и т.п.). Не обязательно складировать на компьютере все мыслимые «винтажные эмуляторы» - достаточно понимать характер работы определённых устройств обработки и повторять его с помощью комбинации нескольких стандартных «примочек». Сохраняя общее ощущение стиля, есть смысл маниакально избегать штампов и банальностей (напр. гитарный дабл «лево-право»), осуществляя поиск менее очевидных решений (партия перегруженной гитары слева уравновешена чистой гитарой справа или другим инструментом). Возможно, композиции подходит совсем не тот стиль звучания, который изначально был запланирован на этапе записи.

4.2. Акцентирование интересных мест, креативное мышление.

Процессоры эффектов наряду с музыкальными инструментами формируют аранжировку произведения, каждый из них играет свою «партию» или, как минимум, привносит свежие штрихи в партии, записанные музыкантами. Есть смысл прослушать дубли, отбракованные режиссёром демо-записи - среди них могут оказаться по-настоящему интересные музыкальные фрагменты, не замеченные в процессе спешной студийной работы. Поскольку де-факто процесс аранжировки заканчивается после рендеринга композиции, есть смысл аккуратно, но уверенно добавлять дополнительные музыкальные партии в трекинг, накопленный группой.

Тим Талер. Одна на миллиард (M Clis Rework)
Познакомиться
список категории
новости публикации

© 2011—2017 Арина Родионовна Продакшн.
Тим Талер. Все права защищены.
Создание сайтаIntraweb лого. Создание сайта в Донецке и Киеве. Имиджевые сайты.