«Хотя в этой книге говорится про смех, смеяться читателю придется не так уж часто. Но, пробираясь ее путями сквозь темноту, он будет, сколько бы ни кружил, все ближе и ближе подходить к свету».
Джеймс Крюс. Тим Талер, или Проданный смех
Главная / Публикации / Тим Талер: воспитание альбомом

Тим Талер: воспитание альбомом

9 марта 2011 | 02:58

rock.kiev.ua

Автор: Эд Покров

О том, что музыкальная индустрия пришла к кризису «полного метра», СМИ трубят направо и налево. Почему же молодые украинские исполнители в ущерб здоровью собственного кошелька продолжают записывать альбомы? Об этом я поговорил с Тимом Талером - молодым композитором, поэтом, исполнителем и саунд-продюсером. Тим не только сам записывает альбомы, но с радостью помогает делать это своим коллегам.

Досье

Тим Талер - композитор-электронщик, автор некоммерческих ремиксов на песни групп «Скрябін» и «Океан Ельзи». Помимо собственного проекта, в разное время и в разных ипостасях сотрудничал с группами «Flёur», «Спички», «День Триффидов», «April», «ЛихоЛесье».

Основатель музыкального продакшн-центра «Арина Родионовна Продакшн» (г. Донецк).

Декларирует собственную причастность к стилистике сентиментального арт-панка. Адепт здорового образа жизни, вегетарианства.

- Лично для меня, как рядового потребителя, музыка представляется некой рекой или потоком, который может куда-то течь, менять направление движения, разветвляться… А для тебя, как мне показалось, музыка и песни в альбоме «Цирк, цирк, цирк...» – это некий набор разноцветных стеклышек или камешков, из которых ты составляешь свою мозаику или витраж. Я прав?

- Безусловно. Более того, я настаиваю на концептуальности альбомных произведений. В течение своей творческой жизни я сделал несколько авторских записей, но лишь две из них - «Речі» (2005) и «Цирк, цирк, цирк  - Viva, The Circus» (2009) состоялись как полноценные альбомы. Оба диска имеют развитую драматургию, стержень, на который нанизаны отдельные песни.

Андрей Тропилло, пионер советского саунд-продакшна, заметил когда-то, что альбом есть высшая форма музыкального творчества, которая по силам только настоящим, искренним авторам. Сезонные поп-звёзды сделать его не в состоянии. Максимум, на который они способны - это «мусоросборник», который схож с альбомом лишь по хронометражу. Настоящий альбом - некая художественная целостность. Произведения, входящие в его состав, приятно слушаются по отдельности, но полностью раскрываются лишь в общем контексте.

- Вот ведь как! А я как-то общался с Дмитрием Варшавским и Валерием Гаиной, и они сказали, что сейчас время альбомов уже прошло, а сейчас время только синглов…

- В коммерческом смысле – возможно. Но все исполнители и коллективы, которые мне импонируют, как выпускали альбомы, так и выпускают. Невзирая на все кризисы музыкальной индустрии, коллапсы мировой экономики и несварения желудка отдельно взятых граждан.

Музыка имеет две стороны – духовную и материальную. Любой альбом, записанный музыкантом в первую очередь из творческих, а не коммерческих соображений – это серьезная нравственная работа, которая магическим образом выводит автора материала на новый уровень бытия.

К примеру, благодаря своему первому «полновесному» диску «Речi» я познакомился с группой «Flёur», провёл около года в Одессе, получил бесценный опыт. А пластинка «Цирк...» стала для меня актом экзорцизма – после записи этого альбома я избавился от ряда внутренних проблем. Да и от внешних тоже – у меня был лишний вес, а после записи альбома я от него отделался: за полгода похудел на 20 килограммов.

- От голода, что ли?

- Да ну, просто обстоятельства вдруг так сложились, что после завершения работы над диском я с подачи моего товарища перешёл на правильный способ питания. Кстати, этот способ довольно-таки дешёвый. Сам понимаешь, для меня, как для музыканта, на всю голову альтернативного и антиформатного, это существенный плюс.

- И мы опять возвращаемся к вопросам коммерческой целесообразности выпуска «долгоиграющих» релизов, ага?

Не знаю, для меня даже не стоит такой вопрос – нужно ли выпускать альбомы. С творческой точки зрения «лонгплей» – то, что доктор прописал. Когда ты сделаешь полноформатную пластинку – ты почувствуешь, что проделал по-настоящему серьёзную работу. Оставил после себя готовое целостное произведение, которое можно будет показать своим детям, внукам и чему-то, возможно, их научить.

В конце концов, если подходить к вопросу с прагматичной позиции, альбом – это отличная имиджевая штука. Благодаря ему люди видят, что ты человек фундаментальный и способный на нечто большее, чем парочка хитов.

- В альбоме “Цирк, цирк, цирк” большое количество каких-то невероятных и даже неожиданных образов – как с лирике, так и в музыке. А что идет впереди – образ словесный, к которому присоединяется образ мелодический, или наоборот – вначале мелодия, а потом слово?

- В данном случае первичной была поэзия. Я даже помню историю, с которой все закрутилось. Лет семь назад мы с донецким гитаристом Олегом Коцько обсуждали тактико-технические характеристики легендарной электрогитары «Jolana Diamant». В защиту инструмента Олег сказал: «У меня приятель играл на такой гитарке в цирке. А что, цирк – это же благородное дело!». Я покивал – дескать, да, что же тут неблагородного?

А потом я шёл мимо донецкого цирка и вспомнил эту фразу Олега. Мне захотелось написать стихотворение о гитаристе, который мечтал играть сверхтонкую музыку для сверхтонкой публики. А в итоге устроился на работу в цирк и стал аккомпанировать номерам, исполняемым клоунами, цирковыми животными...

Я даже родил одну фразу этого стихотворения: «Я мечтал играть когда-то вальсы - но кобыла не станцует вальс». На этом работа над текстом застопорилась. Но сам образ цирка как аллегории, олицетворяющей нашу действительность, накрепко засел в моей голове.

Дальше тема стала развиваться сама собой, в течение нескольких лет писались тексты, которым я совершенно не находил, да и не искал применения в своих музыкальных проектах.

- Почему?

- На тот момент я занимался экспериментальной инструментальной музыкой, которую даже не пытался скрещивать со своим поэтическим началом. Ну а потом, когда текстов о цирке накопилось более полудесятка, появилась мысль о том, что на их основе можно сделать очень классную музыкальную программу.

Я взял пять стихотворений и быстро набросал на каждое из них  основной гитарный рифф. Сел с гитарой на кровать, запустил на компьютере аудиоредактор и наиграл сходу партии. Впоследствии из этих набросков вырос альбом, треков стало больше.

- В плане аранжировок каков процент некого мгновенного озарения – инсайта – и долгой кропотливой работы?

- Безусловно, если бы не было момента первичного импульса, все ремесленнические потуги потерпели бы фиаско. Но творческое озарение – это только фундамент, на котором со временем будет выстроен дом. С одной стороны, без фундамента здание долго не простоит, но с другой – какой процент времени в процессе строительства дома занимает сооружение фундамента? Вероятно, не самый большой.

Большую часть работы над альбомом «Цирк...» составила систематическая упорная пахота. Музыка, которую я импульсивно набросал буквально за пару часов, проходила процесс огранки, длившийся около года. Вот и считай проценты.

- Меня очень позабавило название твоей студии «Арина Родионовна Продакшн». Вначале подумал, что ты со свойственным тебе чувством юмора изящно прикололся. А потом понял: ба, Арина Родионовна! Няня, воспитавшая поэта! Выходит, и ты стараешься как-то “воспитывать” артистов, которых записываешь?

- Спасибо за то, что оценил полёт моей фантазии. Мне действительно показалось, что саунд-продюсер – своеобразная няня для артиста. Не то, чтобы нам хотелось кого-то воспитывать... Мы, скорее, стремимся к тому, чтобы стать компетентными соучастниками творческого процесса той группы, которая к нам обращается.

Студий звукозаписи самого разного уровня в Донецкой области много. Но практически ни одна из них не занимается фундаментальной работой над «саундом» артистов, которых они записывают. А необходимость в этом есть. Впрочем, «Арина Родионовна» планирует распространять свою идеологию и за рамками Донецкой области. Но об этом потом: «Хочешь рассмешить Бога - расскажи ему о своих планах».

- Но я всё-таки не могу удержаться от самого банального и самого непрофессионального с точки зрения журналистики вопроса....

- Творческие планы? Хорошо, кое-что расскажу. В недрах «Арина Родионовна Продакшн» бурлит новый творческий проект под эгидой Тима Талера и его со-товарища, бас-гитариста Романа Вячеславовича Кондратьева. В апреле мы намерены выпустить на свет Божий сплит-релиз моего авторского проекта и группы «Детский сад», записи которой я сейчас продюсирую.

От Тима Талера на сплит-релизе будет представлено семь электронных полуромантичных-полухулиганских композиций, которые в течение нескольких лет складывались в мой творческий архив - и вдруг сложились в единое произведение. Наметилась эдакая love-story с циничной интродукцией, декадентской начинкой и счастливым финалом.

Я работаю над вокалом, и на этом релизе буду уже больше петь, чем надиктовывать тексты.

- А что с группой «Детский сад»?

- О, это очень интересное явление, которое сам Роман Вячеславович Кондратьев (по совместительству он «басит» ещё и в этом коллективе) окрестил пижама-роком. Музыканты «ДС» всегда выступают в пижамах. Это демонстративно-подростковый рок с музыкальными элементами киберпанка и шикарным женским (скорее, даже девичьим) вокалом. Мы с Ромой шутим, что «ДС» звучит как анти-«Ранетки».

Многие люди в стараются как можно быстрее повзрослеть. А эти ребята, наоборот, хотят всем показать, что нужно холить и лелеять свою непосредственную детскую сущность.

- Зачем тебе нужен сдвоенный релиз?

- Сплит - это возможность помочь друзьям, подарив им часть своей, пусть не слишком большой, но уже имеющейся творческой востребованности. В конце-концов, само собой получилось так, что у меня и группы «Детский Сад» родились на свет «короткометражные» альбомы. Вот мы и решили объединить их «в одном флаконе»  вместо того, чтобы «добивать» хронометраж каждой отдельной пластинки до полного формата.

Наш «совместник» будет называться «Суть Явлений и Собак». В честь самой «неправильной» из записанных на нём песен, которая, по сути, до конца не принадлежит ни одной из групп, размещённых на диске. Песню исполняет её автор - басист Роман Вячеславович. А я подыгрываю ему на электрогитаре. Очень спонтанный, «лохматый» трек получился. Концепции - концепциями, но момент творческой непосредственности обязательно должен быть.

Тим Талер. Одна на миллиард (M Clis Rework)
Познакомиться
список категории
новости публикации

© 2011—2017 Арина Родионовна Продакшн.
Тим Талер. Все права защищены.
Создание сайтаIntraweb лого. Создание сайта в Донецке и Киеве. Имиджевые сайты.